«Напомните учителю о педагогической этике»: что мешает преподавателям, ученикам и их родителям понять друг друга


Фотографии: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

На примере анонимной истории учителя автор Telegram-канала «Учимся учить иначе», просветитель и публицист Светлана Моторина разбирает, что мешает понять друг друга всем участникам образовательного процесса в школе.

В одном из учительских чатов я не смогла я пройти мимо вот такого вопроса:


Скриншот с вопросам учителя

Что можно сразу сказать об описанной ситуации:

1.  Учитель не уважает маму ученика.
Клеймо «яжмать» из уст учителя звучит так же как зеркальное «училка», брошенное родителем. От таких определений стоит отказаться уже на уровне лингвистическом. Если между семьей и учителем нет изначально уважения, партнёрства им не достичь.

2. Учитель выражает пренебрежение к ученикам.
Это проявляется во фразах: «задето как оказалось самолюбие детей, нежный и ранимый возраст у них и т. д.». Читай: «Представляете, у этих детей ранимый возраст, они посмели еще и самолюбие иметь!». Да, у детей есть самолюбие в хорошем смысле: они стремятся сохранить свою целостность. Более того, задача каждого взрослого — помочь им это сделать. А подросток это вообще «человек без кожи», ранимый и чувствительный.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

3. Директор нашла самый примитивный способ разобрать эту ситуацию.
А именно — отчихвостить учительницу. Поэтому не стоит ждать, что преподаватели в этой школе умеют давать качественную обратную связь и создавать в классе эмоционально бережную среду.  Ведь сверху самим педагогам обратная связь спускается в формате «чистки хвоста». А корпоративная культура пронизывает всю организацию сверху донизу, по горизонтали и по вертикали.

4. Учитель не знает психологии обучения.
Для занятий соревновательная среда неполезна. В книге «Видимое обучение» — самом авторитетном на сегодняшний день исследовании по теме — новозейландский ученый Джон Хэтти выделил ТОП-3 самых влиятельных в обучении фактора:

  • групповые форматы работы — эффект 0,87;
  • отношения ученика с учителем — эффект 0,75;
  • обратная связь — эффект 0,73.

Дети эффективнее учатся вместе, чем отдельно, в кооперации, а не против остальных. Для повышения мотивации соревнования встраивать не нужно, это работает на очень небольшой процент учеников, достигаторов, высокомотивированных, а задача учителя — весь класс.

Кроме того, при разборе ошибок важно отделять групповую обратную связь от индивидуальной. В групповой (без называния имен и отметок) разбирают повторяющиеся, типичные ошибки, которые допустили многие в классе. Остальное — только индивидуально, в комментариях к работе или устно.

Вселяет надежду, что учитель все-таки ищет ответы на свои вопросы. Не знаю, насколько искренне она понимает неправоту, но всё же в сообщении есть фраза об этом. 

Любую проблему можно решить, незнание можно восполнить, если изначально признать проблему.

Понятно, что преподаватель хотела лучшего, «старалась донести прозрачность политики оценивания», просто не знала, как это делать грамотно. По крайней мере, она знает, что прозрачность важна. Только не знает, что обратная связь — это настолько важный инструмент, что владеть им неумело, порой значит, навредить не меньше, чем совсем без обратной связи.


Материалы по теме:


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Частное мнение Классному руководителю Педагогические кейсы Саморазвитие Истории
Участники