Что изменится в ЕГЭ по истории в 2023 году


Фотографии: АГН «Москва»/ Wikimedia commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Заместитель руководителя комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории Игорь Артасов рассказывает об изменениях в структуре и содержании госэкзамена в 2023 году.

Основные изменения

Увеличили количество заданий, посвященных Великой Отечественной войне 

В 2023 году вопросы по истории Великой Отечественной войны включат в 4 задания экзаменационной работы.

Теме ВОВ посвятят:

  • одно из событий в задании 1 (на проверку знания хронологии);
  • одно из событий в задании 5 (на проверку знания исторических личностей, исторических деятелей);
  • все новое задание 8 (на работу с изображением); 
  • задание 17 (бывшее задание 4) на работу с историческими источниками. Оба источника будут посвящены Великой Великой Отечественной войне.

Появились новые задания — № 8 и № 20

Задание 20 проверяет умение сравнивать исторические события, явления и процессы. 


Скриншот задания 20 из демоверсии ЕГЭ-2023 по истории

Задача — написать какой-либо тезис, то есть, обобщенное оценочное суждение, которое содержит информацию о сходстве и различии сравниваемых объектов. После этого необходимо привести два обоснования этого тезиса. Причем они должны быть основаны на исторических фактах. 

Это задание также может быть не о сходстве, а о различиях каких-либо сравниваемых объектов.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

В задании 8 представлено изображение, связанное с ВОВ. В описании к изображению необходимо вставить пропущенное слово/словосочетание и дать иной требуемый ответ. 


Скриншот задания 8 из демоверсии ЕГЭ-2023 по истории

Скорректированы критерии оценивания заданий 18 и 19

В задании 18 требуется указать три причинно-следственные связи. 


Скриншот задания 18 из демоверсии ЕГЭ-2023 по истории

Если выпускник приводит дополнительные элементы, то при оценивании действует правило:

  • если среди дополнительных элементов два или более ошибочные, то за ответ он получает 0 баллов;
  • если среди дополнительных элементов ошибочный только один, то выставляют на 1 балл ниже фактического по критериям.

Правило действует так: если среди дополнительных положений нет неверных, значит выпускник получает по баллу за второй, третий и четвертый пункт —  максимальную оценку. А если с первого по третье положения верные, а четвертое нет, то правило начинает действовать. 

Очень важно, на какой позиции стоят неверные причинно-следственные связи. Если вы пишете больше требуемого количества, то надо быть уверенным, что эта причинно-следственная связь является верной.

Задание 19 проверяет знание исторических понятий. 

Задача — объяснить смысл понятия, которое дано в задании, а после привести один факт, который конкретизирует его применительно к истории России. 

Теперь этот факт засчитают только если наряду с верной позицией не будет ошибочных. Если выпускник объяснил смысл понятия и приводит два факта, один из которых является верным, а второй неверным, то за этот элемент ответа он балла не получит. 

На что обратить внимание при подготовке

Ориентируйтесь на содержание школьных учебников

Практически все понятия, которые встретятся в ЕГЭ, есть в школьных учебниках.

Совет от эксперта:

«При подготовке можно пользоваться учебниками и не из Федерального перечня. Например, вузовскими. Но школьные учебники нужны прежде всего, для того, чтобы определить границы материала, который будут проверять на экзамене». 

Оцените свои знания

Продиагностируйте себя и выделите темы, которые у вас западают. Изучите этом материал с особым вниманием.

По статистике, в первой части выпускникам трудно даются задания:

  • которые посвящены истории культуры;
  • на работу с исторической картой;
  • на знание исторических личностей.

Совет от эксперта:

«Когда вы изучаете исторических деятелей, стремитесь к тому, чтобы в голове складывались их яркие образы. Если просто пытаться запомнить фамилии из учебника, это неэффективно».

Во второй части сложности чаще всего вызывают:

  • задание 18 (на установление причинно-следственных связей);
  • новое задание 20 (хотя статистики по экзаменам пока нет, апробация показала, что с ним есть сложности);
  • задание 21 (бывшее задание 19) — на аргументацию.

Часто выпускники формулируют какое-то суждение, но обосновывают его недостаточно убедительно или с фактическими ошибками.

Совет от эксперта:

«В 21 задании один аргумент необходимо сформулировать для истории России, а второй для какой-либо зарубежной страны. На второй аспект стоит обратить внимание при подготовке, с ним у выпускников часто возникают сложности».

Также стоит отметить, что в экзамене 2023 года могут быть вопросы по историческим событиям вплоть до 2020 года.

Не допускайте грамматических ошибок в ответах

Компьютер не примет ответ с ошибкой, но после проверки человеком он будет засчитан. Но всегда есть человеческий фактор, поэтому проще не делать ошибок. 

Выполняйте задания в той последовательности, в которой они даны в работе 

Но если вдруг вы не знаете, как выполнить какое-либо задание, не зацикливайтесь на нем. Пропустите его, сделать остальные, а потом снова к нему вернитесь.

Полностью посмотреть консультацию Игоря Артасова в эфире Рособрнадзора можно по ссылке.


Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
История и обществознание ЕГЭ