Как финансовая грамотность руководителя может влиять на качество образования

Умение грамотно управлять финансами с целью получения прибыли  — компетенция, которую не все руководители школ считают обязательной. Причина в том, что у многих директоров нет наглядного подтверждения, что это необходимо, особенно когда количество денег строго регламентировано. На самом деле, в современном мире любому руководителю приходится быть не только администратором, но и предпринимателем. Это позволит вывести образовательный процесс на новый уровень. Рассказывает эксперт «Директорской», специалист по управлению финансово-экономической деятельности, аудиту и риск-менеджменту  Алла Подольская.  

В профессиональном стандарте директора образовательной организации обозначена ответственность за управление всеми ресурсами, в том числе и финансами. Понятно, что у  многих руководителей муниципальных школ нет особого желания ими заниматься и проще все вопросы спихнуть на бухгалтера. Даже, когда государство говорит: если вы зарабатываете дополнительные деньги для улучшения своего образовательного процесса, то вы молодцы. Тут, наверное, либо ментальность, либо осторожность срабатывает.

Конечно, у директора в приоритете должно быть качество обучения, но деньги открывают новые возможности. Даже эффективное их распределение относится к искусству финансов. Что это значит? Государство выделяет энную сумму в фонд оплаты труда. И надо решить: поделить их поровну или по результатам труда? Но ведь какие-то ставки открыты, кто-то в отпуске. Есть ли возможность премировать успешных педагогов, оплатить сверхурочную работу, повлиять на их мотивацию? А если цель — стать лучшей школой в районе, качественно повысить уровень образования, привлечь сильных учеников? Как это сделать? С помощью каких ресурсов? Это ведь не только люди и методика, но и финансовое обеспечение. 

Когда директор управляет учительским коллективом, он на профессиональном уровне понимает, насколько качественно работают учителя. А когда начинает общаться  с бухгалтером —  возникают вопросы. А между тем, контроль за всеми расчетами, договорами, денежными переводами, также как и ответственность за действия подчиненных, — обязанность директора. В этом надо разбираться, чтобы не попасть впросак.

Бухгалтерия — отчеты, декларации — это «посмертный» учет того, что уже случилось. Приняли человека, платим ему зарплату. А сколько нужно принять людей на работу, которые бы обеспечили проведение четырех вечерних занятий ежедневно, подготовку и уборку аудиторий  — такой вопрос бухгалтеру сложно поставить. У него сверки и проверки, а управление финансами — это взгляд вперёд.  В будущее смотрит именно руководитель, именно он должен быть готов заниматься финансовым планированием. Особенно когда школа маленькая, и финансового помощника не найти, а человек со стороны может и не вникнуть полноценно во все процессы.  Выбора нет, надо думать об этом самостоятельно. 

Больше возможностей для развития

Никто не запрещает школам обеспечить себе многоканальное финансирование. Это могут быть, например, различные платные кружки, пожертвования благотворителей. Каждая деятельность требует особых знаний. Например, при получении грантов надо знать специфику выдающих их НКО.

Как только мы выходим за рамки государственного финансирования, то ступаем на коммерческую поляну, а это уже работа по схеме: доходы, минус расходы, равно прибыль, которая зарабатывается  строго ради совершенствования нашей основной деятельности. Теперь мы можем доплачивать преподавателям, которые ведут занятия, улучшать техническую базу, купить подписку на хорошую электронную библиотеку... Появляются дополнительные средства, и мы отправляем наших педагогов на хорошие курсы, даем им больше возможностей для развития. Чем лучше учителя, тем выше уровень образования и тем больше денег мы можем получать за наши услуги. Это все взаимосвязано. Вряд ли учредитель одобрит сдачу в аренду пустых классов, но почему бы не реализовать в этих классах за плату дополнительное обучение как вид деятельности который прописан в уставе?

Финансовое управление, с одной стороны, — набор качественных показателей, которые дают представление, как чувствует себя ваше дело. Это вопрос стратегии. Какая у нас цель?  Мы будем обучать больше учеников задешево, или меньше, но дороже, потому что наши выпускники лучше котируются на рынке труда и востребованы у работодателей? И мы тогда продаем семестр не за 25 тысяч, а за 150? 

Несколько слов о проданных «юнитах»

Экономическая теория, которую преподают в университетах, часто бывает оторвана от действительности. На программе «Директорская» мы будем говорить о реальной жизни. С действующими директорами школ разберем, как на практике применять свои знания  о финансовом управлении, затронем и смежные темы. 

Например, очень популярна сейчас «юнит-экономика» — экономика единицы продаж. В образовательной организации, такой единицей будет или ученик, или программа,  от которых мы получаем денежные средства. У каждой такой единицы своя экономика, которую можно посчитать. Если доход от одной единицы приносит больше денег, чем на нее тратится, то приносящая доход деятельность в целом будет прибыльной. Чем больше проданных «юнитов», тем больше будет ресурсов у организации.

А вот если проведение какой-то программы и все затраты, которые с ней связаны, больше, чем ожидаемый от нее доход, тогда вообще бессмысленно браться за этот бизнес. Так мы будем множить не доходы, а убытки. 

Эта история важна на этапе принятия решений: запускать новый продукт, программу обучения или нет. Например, нам надо продать 50 тренингов для главных бухгалтеров, в каждой группе — 15 человек и выходит, что надо привлечь 750 клиентов.  А найдется ли у нас столько главных бухгалтеров, если мы работаем в городе с населением в 150 тысяч? Скорей всего нет. Что тогда? Есть решение — сделать обучение в форме вебинаров, с тестами и поверочными материалами, так мы задействуем преподавателя всего один раз, запишем его лекцию и, тем самым, уменьшим расходы по статье «зарплаты». 


Записаться в программу

Партнерский материал

Администраторам