Ирландия беспокоится, что в школьных классах растет число учеников. В одной даже 42

Не только в Китае и некоторых азиатских странах школьные классы оказываются переполнены учениками. Статистика Министерства образования Ирландии  свидетельствует, что каждый пятый ученик в начальной школе имеет почти тридцать одноклассников. В шести школах этой страны есть классы  даже с 42 детьми. Эксперты Педсовета рассуждают, а сколько оптимально детей в классе?

Рисунок pixobay.com

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), средний размер класса в большинстве развитых стран составляет 21 человек при норме в 25, как и в России.

Как пишет Irish Times, несмотря на большое количество новых учителей, набираемых в последние годы, многие школы Ирландии по-прежнему испытывают трудности с поддержанием размеров классов на рекомендуемых уровнях.

Учитель истории из московской школы Александр Драхлер за свою практику с 90-х годов проработал в классах самого разного размера и считает оптимальным число учеников 22-25. По его словам, в каждой группе детей всегда находится пять-шесть активных, причем на разных уроках разные ученики, которые готовы работать с учителем и, тем самым, двигать остальных.

«В частных школах привлекают маленькими классами в 12 учеников, но я считаю, что в каждой такой группе просто не на кого опереться, будет диалог учителя самого с собой». Большие по размеру классы Драхлер считает возможными только для лекционной формы работы. «Конечно, тоже можно поделить на группы, но очень сложно отследить отдачу от обучения, социальный контакт между учителями и учениками теряется».

Для заведующего отделом Центра стратегии развития образования МГУ Константина Зискина идеально 12-15 человек, но это для активных форм работы, например тренингов. По его мнению, количество учеников в классе к качеству образования прямого отношения не имеет, так как реальное образование не ограничивается классом и уроком. В традиционной классно-урочной системе все зависит от индивидуального стиля и методики педагога, а также от формы организации конкретного урока. Здесь важно, чтобы ученики не «выпадали из процесса» и из фокуса внимания учителя, чтобы они чувствовали, что он всегда может прийти на помощь. А учитель, в свою очередь, дложен чувствовать, что он контролирует процесс и «видит» каждого ребенка.

С Зискиным согласна Татьяна Зарипова, координатор проекта в Университете Талантов (Казань): «Сегодня вообще категориями классов мыслить неверно. Мы работаем с другим поколением  и в иных условиях, чем раньше. Для решения той или иной образовательной задачи возможно даже, если ребенок  выйдет за пределы помещения, найдет команду единомышленников среди более старших, спросит кого-то на улице...  Важно научить учеников  работать в условиях быстро меняющегося мира в мини-сообществах, создаваемых под проект, взаимодействовать не только в единожды созданной закрытой группе».

Администраторам