Из учителя в директора: как построить карьеру управленца в школе

Как учителю стать директором
Фотографии: Unsplash

Одним педагогам нравится работать с детьми всю жизнь и вести уроки, а другие мечтают о большем. Карьеристам от образования кажется особенно перспективной должность директора школы. Педсовет узнал, какие качества и компетенции нужны управленцу, и с чего начинается становление будущего директора.

Отбор и аттестация

Для того, чтобы стать директором школы, необходимо:

  • высшее образование,
  • стаж работы по профессии более 5 лет, 
  • курсы повышения квалификации по направлениям менеджмента экономики или государственного и муниципального управления. 

Поэтому не важно, преподает ли учитель математику, биологию или физическую культуру, главное — соблюсти все условия.

Департамент образования лично выдвигает кандидатуры на пост директора школы. Для участия в конкурсе, кандидаты проходят специальную аттестацию. Процедура отличается в Москве и на местах.

В региональной школе кандидат готовит:

  • портфолио с профессиональными достижениями,
  • грамоты и дипломы за участие в педагогических конкурсах и конференциях,
  • свидетельства об окончании курсов повышения квалификации,
  • благодарственные и рекомендательные письма. 

В столице конкурсные испытания проходят в онлайн-режиме. Посещать инстанции ради справок и собирать кучу документов не нужно. С 2020 к нововведениям постепенно присоединяются и регионы. 

Кандидат на пост директора школы проходит два этапа отбора: тестирование и очное собеседование:

  1. Тестирование. 

Состоит из сорока вопросов, время для ответа на которые составляет один час. Каждый из вопросов — описание некой ситуации, которая может произойти в школе. Задания разделены на пять блоков: 

  • управление кадрами, 
  • управление ресурсами, 
  • управление процессами, 
  • управление результатами,
  • управление информацией.

Для каждого вопроса предусмотрены от двух до девяти вариантов ответа. Кандидат успешно сдает тест при условии, что оперирует знаниями законодательства в области образования, госзакупок и трудового права. 

Для подготовки можно использовать пробное тестирование на сайте Московского института открытого образования. Там же размещены теоретические материалы и нормативные документы, которые регулируют  порядок аттестации.

У тестирования есть две попыткы. Результат засчитают, если будет не менее 28 правильных ответов. 

  1. Очное собеседование.

Претендент допускается к собеседованию после успешного прохождения первого этапа. В состав аттестационной комиссии входят: 

  • директора образовательных учреждений, 
  • представители профсоюзов и общественных организаций. 

По завершении интервью, проходит закрытое электронное голосование. Аттестация считается пройденной успешно, если за кандидата проголосовало свыше 50 процентов членов комиссии.

Подача заявки на аттестацию доступна кандидатам из всех регионов России, поэтому любой желающий может возглавить любое образовательное учреждение. Для руководителей школ есть кадровый резерв федерального уровня, в который вносятся результаты проведенных аттестаций. 

Личные качества

Работа директора школы не каждому под силу. Ольгу Чельцову (МОУ «Классическая школа», г .Гурьевск, Калининградская область) коллеги-учителя единогласно выбрали на эту должность после ухода прежнего руководителя на пенсию.

По просьбе Педсовета Ольга перечисляет важные профессиональные и личные качества, которыми должен обладать хороший директор:

  1. Стратегическое мышление и способность брать на себя ответственность.

«Надо иметь смелость принимать решения и отвечать за них. Но в то же время нужна осторожность, взвешенность каждого действия, никакой импульсивности. Я стараюсь никогда не принимать решения, которые касаются интересов многих людей, в одиночку. Нужен многосторонний взгляд на вопрос. Поэтому необходимо иметь свою команду, в которой все чувствуют себя равноправно».

  1. Коммуникабельность и знания психологии.

«Безусловно, директор должен быть хорошим психологом, медиатором и мастером коммуникации, ведь большинство проблем решается именно благодаря этим профессиональным качествам». 

  1. Неравнодушие к детям.

«Дети очень хорошо чувствуют взрослых и всегда понимают фальшь. Заинтересованность в каждом, желание услышать, помочь, поддержать — вот на чем мы стоим. Иногда смотришь, учитель и методически грамотный, и предмет свой знает прекрасно, а ничего у него не получается, потому что ко всему этому не прикладывается участливость к детям. Равнодушие к детским проблемам — самое неправильное, что может быть в школе. Вот почему я негативно отношусь к идее создавать школы-гиганты, где ребенка не видно».  

  1. Уважительное и бережное отношение к людям.

«Человеческий ресурс — самый ценный в образовании. Но хороший, сильный педагог, как правило, личность сложная, многогранная, а иначе и быть не должно, и поэтому управлять педагогическим коллективом особенно трудно. Важно в каждом увидеть его сильную сторону, поддержать и направить. Учитель должен чувствовать свою значимость, самоценность. Школа, в которой позволено не уважать учителя, не сможет воспитать успешную личность».

  1. Увлеченность.

«Директор — это не должность, это образ жизни. Работа, которая не оставляет тебя ни днем, ни ночью, поэтому нужно быть очень увлеченным в своей профессии человеком, иначе это будет восприниматься как тяжелейшая ноша. Ко всему прочему, очень важна поддержка семьи. Когда моя старшая дочь пару недель поработала на практике помощником секретаря школы и увидела, какие сложные вопросы нам ежедневно приходится решать, я сразу почувствовала, как изменилось ее отношение ко мне, сколько появилось уважения и заботы! Мне повезло, моя семья неотделима от школы. Все имеют самое прямое отношение к педагогике, и это очень помогает».


Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Карьера и профессиональный рост
Участники