Музыка и движение: играем с ребёнком всей семьёй

При современном темпе жизни родителям часто бывает сложно найти время, чтобы не торопясь, вовлеченно и с удовольствием поиграть с ребенком. Но именно в играх дети развиваются интеллектуально и физически, познают мир и учатся общаться. Идеями о том, как вовлечь мам и пап в игру и научить их делать это с пользой, с «Педсоветом» делятся эксперты проекта «Народный университет детства».

Музыка нас связала

Ирина Кузнецова, музыкальный педагог в МАДОУ «Детский сад № 114» (г. Череповец), провела опрос среди родителей воспитанников: нужно ли играть всем вместе? За дополнительные встречи высказались 86 процентов родителей, и только 2,3 процента — против. По мнению педагога, это доказывает высокий интерес взрослых к совместной игре. Ирина приводит несколько идей, которые помогут наладить творческое взаимодействие детей и родителей.

Например, всей семьей изучать природу и происхождения звуков. Так, в проекте «В поисках тишины» воспитанники Ирины пытались выяснить, откуда берется шум и существует ли тишина. Исследования построили по сказочному сценарию. Оказавшись в «Гостях у Знайки», дети вместе с родителями проводили опыты на тему «Ох, уж эти молекулы» и подтвердили исследовательскую гипотезу: дрожит — значит, звучит. На «Веселых гуслях» они знакомились с музыкальными инструментами, определяли высоту звучания, а затем сами их мастерили. В «Музыкальной гостиной» дети и взрослые слушали музыку и пытались ее изобразить. Параллельно малыши с родителями искали тишину на улице и дома.

В итоге все участники проекта пришли к выводу, что идеальной тишины нет, а сама она является ценностью, поскольку практически всегда засорена вредным шумом. Благодаря исследованию, отмечает педагог, 80 процентов семей задумались о вреде шума. А дети открыли для себя удивительный и многообразный мир звуков.

Поиски тишины нашли логичное продолжение в следующем проекте Ирины Кузнецовой — творческой лаборатории «Поющая кухня». Во время пандемии дошкольники и их родители искали на кухне звучащие предметы, отгадывали песни, которые воспитатель наигрывала на столовых приборах, и пробовали исполнить другие мелодии.

К удивлению педагога, родители с не меньшим удовольствием играли на кухонной утвари и присылали воспитателю свои видеоролики.

Проект «Голоса природы» стал для семей заданием на летние каникулы. Малыши и взрослые искали и записывали звуки природы — пение птиц, журчание ручья, стрекот сверчков.

С осени 2020 года Ирина Кузнецова запустила еще один семейный проект-исследование — «В поисках музыкальной семейки». Каждый месяц взрослые и дети ищут одну из нот, которая «сбежала» со звукоряда. Малыши с родителями из подручных средств создают музыкальные инструменты, участвуют в представлениях и весело вместе изучают музыкальную теорию на практике.

Как мотивировать родителей?

Во-первых, Ирина Кузнецова обратилась за помощью к воспитателям, которые указали ей на родителей-лидеров. Заручившись их поддержкой, она смогла лучше мотивировать к участию и остальных.

Во-вторых, для родителей в саду создали ситуацию конкуренции. Например, чтобы привлечь больше семей к участию в проекте «В поисках оранжевого настроения», объявили, что первых трех победителей наградят кубками с логотипами конкурса. И, хотя призы были символическими, активность родителей возросла.

Сближаемся в движении

Вовлечь семьи в совместную деятельность получается  с помощью не только интеллектуальных игр, но и физических упражнений. Екатерина Любова, педагог в городском центре экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда» (г. Архангельск), помогает взрослым и детям найти контакт по методикам «Семейной мягкой школы» (СМШ).

Эта программа разработана дефектологом, автором работ по детскому развитию и воспитанию Эллой Глушковой. Она включает систему игровых упражнений для семей с детьми любого возраста и особенностями развития. Методика построена на основе мягких стилей воинских искусств и развивает в человеке способность быть гибким, смелым и чутким. 

По словам Екатерины Любовой, «мягкая школа» применяется для малышей с шести месяцев и подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья. Методика рассчитана не только на физическое и психологическое развитие детей, но и на установление телесного контакта с родителями. Некоторые упражнения — например, «Сосисочки в тесте», когда взрослый и ребенок вместе ложатся на пол и переворачиваются, — решают проблему «недообнимания» и укрепляют доверие в семье. 

«Три Т» методики СМШ:

  • Тисканье.
    Взрослый и ребенок общаются на уровне физического контакта, учатся прислушиваться к себе и к другому.
  • Творчество.
    Варианты упражнений самые разные: их можно разнообразить, использовать атрибуты и переодевание в костюмы.
  • Трудности.
    Дети учатся преодолевать сложности во время занятий, а родители им в этом помогают. Происходит командная работа, которая укрепляет их отношения.

Ключевой элемент мягкой школы — акробатика, которая тренирует умение мягко падать и уходить в безупорный кувырок из любого положения. Например, дети учатся самостоятельно забираться на спину взрослому и спускаться.

Еще одна важная практика — выползание и выкручивание. Она развивает расслабленную силу, ловкость, чуткость и тренирует точность движений. На психологическом уровне это формирует у ребенка умение добиваться цели и выходить из сложных ситуаций. В основе упражнений — удерживание взрослым ребенка, например, в кольце из рук. Важно, чтобы во время упражнения между выполняющими его было взаимопонимание: ребенок не должен резко толкать взрослого или причинять ему боль. Его задача «выкрутиться», задействовать мышцы, рассчитать силу и точность движений.

Чуткость, внимательность к себе и партнеру, точность движений развивает прилипание. Для отработки этого движения подходит игра «Туристы и крокодилы». «Крокодилы» (дети) ложатся на пол, а «туристы» (взрослые) прохаживаются мимо. Цель «крокодила» — схватить «туриста» за ногу и «прилипнуть». «Турист» же старается освободиться от «крокодила» и спастись.

По словам Екатерины Любовой, некоторые родители не знают даже самых простых игр типа «Ручейка» или «Платочков», поэтому практику имеет смысл начать именно с них.

Как мотивировать родителей?

Екатерина Любова отмечает, что мамы часто жалуются на то, что именно им приходится все время проводить с детьми, а папы остаются в стороне. 

Чтобы вовлечь обоих родителей в занятия с ребенком, у педагога есть специальный прием — перед классами она время от времени пишет персональные приглашения папам и дедушкам, и это работает. С их поддержкой дети выполняют более сложные задания, а мамы — отдыхают.

По словам педагога, родители быстро понимают, что походы в СМШ полезны не только ребенку, но и им самим. Занятия позволяют им расслабиться, переключиться с рабочих и бытовых трудностей на игру с ребенком. Это поднимает настроение и вдохновляет на поиски новых вариантов взаимодействия с детьми.

«Народный университет» — проект, в рамках которого педагоги дошкольного образования могут в прямом эфире поделиться своими практиками с коллегами и присоединиться к профессиональному сообществу «Университета Детства». Выпуски выходят в прямом эфире ВК-сообщества каждую среду в 13:30.

 

Партнерский материал

Подписаться на канал Университет детства

Дошкольное образование Воспитание