Осенняя школа Педсовета транслировалась на всю страну

Первая Осенняя школа Всероссийского интернет-педсовета для педагогов страны завершилась. Она стала первой не только по сезонному признаку (до этого Педсовет проводил школы только в летнее время), но и по формату с масштабными ежедневными онлайн-трансляциями с места событий. Все сложнее становится учителям принимать очное участие в мероприятиях из-за занятости, несовпадения каникул, финансовых проблем. Осенняя школа показала - есть большой запрос на заочное участие, и этот факт внёс коррективы в формат школы.

Главным её содержанием было взаимообучение: педагоги делились друг с другом практическими наработками по теме инклюзивного образования в разных направлениях деятельности наряду с приглашенными специалистами из московских вузов и Института психовозрастной физиологии. 

Школа прошла с 6 по 10 ноября в Москве. Основной ее площадкой стала школа №1998 «Лукоморье». Несколько сотен учителей следили за происходящим в режиме онлайн. 

Первые участники школы встретились в Городе мастеров «Мастерславле». Его гостеприимная команда познакомила педагогов с уникальными проектами по работе с детьми, в том числе и с инклюзовной программой для детей с особыми образовательными потребностями. 

После экскурсии по замечательному детскому центру в кафе состоялось знакомство за самоваром с пирогами. На встрече были и студенты РГГУ, и педагоги, работающие в сфере инклюзии, и психологи. А также сотрудник посольства Бразилии Десио Маруси с женой и сыном. Так что статус Международной школа получила!

Педагогический марафон

Второй день был фантастическим по темпу и насыщенности: 12 мастер-классов показали учителя и специалисты «Лукоморья» (психолог, учитель-легопед, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования), а также учитель-логопед школы №1368 Елена Александровна Глинка. Огромное спасибо всем педагогам за профессионализм, готовность к взаимодействию и сотрудничеству!

Незабываемые впечатления и эмоции, а также практические знания получили участники мастер-класса заведующей отделения помощи семье и детям Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Татьяны Олеговны Ушаковой «Метафорические карты как инструмент работы психолога в коллективе детей и взрослых». 

Подобный практический обмен опытом и учёба чрезвычайно нужны, считают педагоги «Лукоморья», это поволяет посмотреть на проблему с разных сторон, порой совершенно неожиданных, увидеть пути решения и, кроме того, обогащает собственную практику различными методами и приемами работы с детьми с ОВЗ.

У педагогов из регионов возникает множество вопросов, касающихся инклюзивного образования на всех ступенях,  они касаются как родителей, так и детей со множественными нарушениями в развитии, работы специалистов психолого-педагогической службы. Кто входит в состав Психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК), имеют ли право родители перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы в обычную общеобразовательную школу, обязательно ли обучение детей с проблемами здоровья в классах со здоровыми детьми  - эти и многие другие вопросы обсуждались на круглом столе «Повышение профессиональных компетенций педагогов,преодоление психологических барьеров и стереотипов педагогов и родителей. Готовность социума принимать «других» людей».

В нем приняли участие педагоги-психологи, учителя-логопеды школы №518, колледжа малого бизнеса №4, заведующая лабораторией возрастной психофизиологии и диагностики развития Института возрастной физиологии Российской академии образования Екатерина Сергеевна Логинова и старший научный работник лаборатории Надежда Николаевна Теребова. В живой дискуссии на все прозвучавшие вопросы участники круглого стола дали ответы, а также порекомендовали к изучению нормативные документы и законы. 

Это был действительно образовательный марафон! Но он подстегнул  держаться в тонусе и быть сосредоточенными. Люблю такие встречи за возможность узнавать новое и расширять границы уже известного. Столько граней в бриллианте нашего образования! Спасибо за возможность побыть, послушать, подискутировать и иногда даже поспорить! Зовите ещё! С радостью составлю компанию коллегам в актуальной нынче форме развития - круглом столе и мастер-классе. Надеюсь, нас услышат те, кто задавал вопросы, ну а мы,педагоги, как обычно, получили колоссальный опыт
Дарья Октябрёва, учитель-логопед ГБОУ Школа №37, дошкольное отделение.

В этот и все последующие дни шла непрерывная онлайн-трансляция, которая была бы невозможна без студента Института имени Выготского Бориса Середина. Впрочем, и вся школа состоялась благодаря интенсивной помощи студентов - волонтеров: Яны Бубенщиковой, Елены Недорезовой, Полины Лебединской, Анны Тарасовой, Надежды Шабуниной и Дмитрия Мутурзалиева. И их замечательного преподавателя Ирины Перелыгиной. Спасибо за то, что были всегда рядом!

Инклюзия с 3Dа Винчи, неньютоновской жидкостью и «Кругом-II»

Как используются технологии цифрового прототипирования для инклюзивного образования узнали участники семинара на основе цифровых прототипированных объектов по рисункам Леонардо да Винчи на следующий день. О технических и художественных решениях МИНОТ РГГУ- выставке 3Dа Винчи рассказала педагогам Елена Ивановна Ярославцева (Институт философии РАН, МИНОТ РГГУ) - как эффективно полученить образ об объекте Леонардо через застекленную витрину, где объект доступен только визуально и через витрину, которая открыта для тактильной коммуникации.

Несмотря на то, что выставка располагалась достаточно далеко (в Выставочном зале детского досугового центра «Гермес»), одухотворенные и готовые к новым впечалениям участники школы вернулись вновь в Лукоморье. А там! Шоу с демонстрацией занимательных химических и физических опытов для детей с ОВЗ или мастер-класс профессора МПГУ Наталья Микляевой с неньютоновской жидкостью!

На нем все кипело, бурлило, чпокало, присасывалось и обратно отсасывалось, красилось и крошилось, твердело и растворялось...Дети были счастливы, как никогда, процесс замешивания смеси до чудодейственного состояния захватил всех, детские ручонки старательно выполняли множество различных действий, взрослые увлеклись как в детстве, и всем этим управляла и дирижировала Наталья Викторовна. Фантастическое зрелище! И внутри процесса бурления - брызги энергии, таланта, радости, доброты и строгости Педагога. Это было прекрасно! 

В завершение дня - спектакль интегрированного театра "Круг-II" (художественный руководитель и главный режиссер Андрей Афонин). Спектакль про школу, учителей и учеников понравился всем зрителям, детям и взрослым, включая Десио Маруси, который специально приехал, чтобы посмотреть его вместе с женой и сыном. 

Завершение школы в Палеонтологическом музее

Палеонтологический музей имени Ю.А.Орлова - партнер Педсовета по прошлогодней школе. Отдельное спасибо методисту Марии Валерьевне Диденко за отзывчивость, понимание, гостеприимство и профессионализм. Прекрасно организованная и содержательная экскурсия по музею так увлекла участников школы, что они изъявили желание продолжить экскурсию уже после завершения события.

Осенняя школа подарила и новых друзей -  в частности, из Академии образования родителей. Ярко, динамично, на одном дыхании рассказал о воможностях прикладного анализа поведения при инклюзивном образовании детей с РАС Савченко Игорь Анатольевич, кандидат психологических наук, преподаватель Академии образования родителей (Интернет-проект Академия Образования Родителей).

Прекрасным завершением дня стал мастер-класс психолога-консультанта, международного тренера курсов по образовательной кинезиологии «Гимнастика Мозга (Brain Gym 101)» и «Оптимальная организация мозга», члена международного общества сертифицированных кинезиологов «Ассоциация Кинезиологии», преподавателя ИПП «Иматон» (г. Санкт-Петербург) Нины Евгеньевны Афанасьевой «Гимнастика мозга». 

Все присутствующие на мастер-классе научились выполнять комплекс специально подобранных физических и дыхательных упражнений, которые поддерживают и развивают нейрофизиологические связи между телом и мозгом.

 Международная осенняя школа всероссийского интернет-педсовета - интересное, важное, актуальное событие для неравнодушных, преданных своему делу педагогов! Когда любишь детей, предан своей профессии, то и любое мероприятие получается настоящим, искренним по духу, и собирает единомышленников. Спасибо школе 1998, спасибо Педсовету за приглашение, сотрудничество и возможность быть сопричастной к вашей доброй и такой необходимой миссии созидания и объединения педагогов для поиска и нахождения путей создания счастливого детства детям...всем детям!
Волкова Татьяна Валерьевна,  научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образованиия».

Школа завершилась, но осталось желание встретиться снова, чтобы вдохновиться идеями, обменяться наработками, вместе создать новое. А это значит, что Осенняя школа состоялась, и миссия со-трудничества, со-творчества, со-образования Педсовета воплощается в реальность.

P.S. Видеотрансляции событий Осенней школы можно посмотреть по ссылке.

Карьера и профессиональный рост СПО Коррекционное образование