Шесть вещей об учительстве, которые я бы хотела осознать раньше


Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Преподаватель английского языка, стажер-исследователь Института образования НИУ ВШЭ Юлия Герасимова рассказывает о сложностях, с которыми столкнулась в профессиональном развитии, и дает несколько советов начинающим учителям.

Я никогда не думала больше пяти минут о том, чтобы стать учителем, — по крайней мере до того, как провела свои первые сто уроков.

В школе я объясняла на яблоках простую математику своим одноклассницам в столовой, обсуждала со своей учительницей свое видение тонкостей грамматики английского языка. Потом закончила Высшую Школу Экономики, пошла работать в корпоративный мир, думала о карьере в рекламе и радовалась, когда наконец получалось достичь запланированных KPI.

А потом что-то сломалось. В руки попала книга «Вверх по лестнице, бегущей вниз» про самую обычную американскую школу с обычными детьми и учителями, которые пытаются сотворить чудо. Я уволилась и уехала в Китай — преподавать английский китайским детям.

На первых уроках мне было страшно и очень непросто. Поэтому я хочу написать о вещах, которые мне нужно было пережить, чтобы их осознать. Но было бы здорово, если бы мне кто-то рассказал о них еще несколько лет назад.

Не нужно бояться ошибок

Нет ничего более вредоносного, чем идея совершенства, безупречности. С детства я привыкла относиться к ошибкам как к неудачам, к провалам, к свидетельству моей глупости, неизбежным доказательством того, что из меня никогда ничего не получится.

Это опасное заблуждение я и многие мои коллеги зачастую выносят в свой преподавательский мир. Они расстраиваются из-за ошибок студентов и всеми силами пытаются их искоренить. Создают токсичную среду, где промахи караются, а ученики предпочитают молчать - это ведь безопаснее. Или наоборот: преподаватели создают детям патологически комфортные условия, где ошибиться почти невозможно. Но невозможно и развиваться. 

Мне понадобилось много времени, чтобы начать милосердно относиться к ошибкам, воспринимать их как знак того, что студент учится превосходить себя. Именно совершая ошибку, анализируя ее, мы учимся, и пространство нашего знания расширяется. 

Сложность в том, чтобы убедить детей получать от ошибок удовольствие. Я стараюсь искренне радоваться новым интересным недочетам, ученики видят мой энтузиазм и начинают относиться к ним как к открытиям. Моя задача — помочь детям увидеть свои способности, научиться уважать свои усилия.

Не стоит ждать любви и признания

Однажды моя коллега сказала мне, что «учитель не шоколадка, её не должны любить». Поначалу мне было очень сложно принять это, что я могу не нравится кому-то как личность. 

Когда работаешь с детьми, порой начинаешь видеть себя их другом или родителем, ждать от них любви. Но полезно постоянно напоминать себе о своем назначении: дети здесь не ради меня — я здесь ради них. Я должна научить их быть самостоятельными, научить учиться.

Еще одна плохая привычка — самолюбование. Это всегда заметно: учитель много говорит, шутит, использует сложные слова и обороты вместо того, чтобы слушать и давать говорить студентам. Такие преподаватели, как красивая реклама, — бесполезны.

Синдром самозванца — это нормально

«Странно, что они до сих приходят на мои уроки. Неужели, они еще не поняли, что я подделка, ненастоящая учительница с большой буквы?» Если у вас не было таких мыслей, то я очень рада, а если были — то мы вместе в одной лодке с синдромом самозванца

Я ощущала это почти на физическом уровне, чувствовала внутреннее натяжение, которое заставляло искать возможности стать чуть-чуть лучше. Мне помогли онлайн-курсы (TEFL сертификат), выездные семинары, где можно было послушать своих коллег и узнать, что они испытывают те же чувства, что и я. 

Очень важным этапом стала сдача экзамена TKT (Teaching Knowledge Test). Сам экзамен довольно простой и не требует особой подготовки, но процесс общения с коллегами, конструирования знания, понимания концепций и правил — это то, без чего я бы не смогла представить свои уроки сегодня. Я стала чувствовать себе увереннее и лучше понимать своих учеников. Разумеется, самозванец до сих пор заявляет о своем присутствии, напоминая о том, что нужно себя критически оценивать, чтобы расти.

Обратная связь помогает расти

Критическая оценка или обратная связь — это как брокколи для детей. Знающие коллеги могут сколько угодно ее прославлять, но им невозможно поверить, пока сам не начнешь получать от нее удовольствие. 

В чем здесь дело? Мы не очень любим, когда нас оценивают и указывают нам на наши недочеты. Я помню, как у меня краснели щеки и сбивались мысли, когда ко мне на урок заходил старший преподаватель, чтобы провести очередное наблюдение за качеством уроков. Мне кажется, я становилась другим человеком, младше лет на пятнадцать, мне было буквально физически плохо. 

Со временем — с практикой, с профессиональным ростом — я почувствовала, что жду обратную связь, что без нее чувствую себя как в вакууме. Как можно узнать о том, куда двигаться дальше без внешней оценки? 

Обратная связь учит не бояться учеников и задавать правильные, комфортные вопросы, например: «Чему вы научились или что было новым для вас?». Или более смелые, вроде: «Что бы вы хотели изменить в наших уроках, какие материалы хотели бы использовать, какие темы вам интереснее?» и т.д.

Оценивать результаты нужно в динамике

Каждый ученик уникален. А это значит, что он учится со своей скоростью, познает язык и в более широком контексте — мир, в присущей ему одному манере. В свое время я очень переживала: «Мой ученик не успевает пройти учебный материал», «Она совершает ошибки, которые «уже не позволительны на ее уровне». Знакомо?

Здесь можно выдохнуть. Во-первых, верно расставить приоритеты: сначала ученик, потом материал. Во-вторых, оценить успехи ребенка не относительно абстрактного представления о том как должно быть, а учитывать прирост в его знаниях или умениях. У каждого ученика собственная шкала развития. Если сегодня они используют слова или конструкции, которые не знали неделю назад — значит, мы не зря работаем.

Всему можно научиться

Это золотое правило «мышления роста» в отличие от «фиксированного мышления» — концепция, которую разработала знаменитая американская психолог Кэрол Дуэк. 

Когда мы думаем, что должны заниматься чем-то, к чему у нас есть предрасположенность, мы попадаем в ловушку собственных представлений. Мы начинаем идентифицировать себя через свою деятельность. Когда все получается, мы убеждаем себя в правильности своего выбора. А если нет? Тогда мы разочаровываемся в своей личности и признаем поражение своего выбора, начиная искать новую идентичность.

Но любые неудачи стоит рассматривать как новые возможности изменить свою стратегию обучения и двигаться дальше. От них не должно зависеть наше ощущение себя, ведь мы просто учимся! 

Даже если вы никогда никогда не работали с детьми и совершенно не знаете, что с ними делать, знайте: можно научиться их учить  — особенно если есть внутренняя убежденность, что это весело и того стоит.


Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Карьера и профессиональный рост